Російська мова 7 клас

                                       

Девятнадцатое января

Тема: Частица. Междометие

Обучающее видео👉 Междометие и  👉Частица
Упражнение 284 ( читать), 295 и 296 письменно
Упражнение 299 (письменно с опорой на правило на стр. 149 о междометиях)

Восемнадцатое января

Тема :Соотношение содержания текста и иллюстраций к нему. Чтение

Параграф 36 Упражнение 285 ( читать и выполнить утно задания после него).

Упр.289,290 (устно), 291 и 292 ( письменно)

   Двенадцатое января 

Устойчивые сочетания слов - фразеологизмы.

Составление письменного высказывания по предложенной ситуации 

1. Разбор нового материала. Работа со статьей.           

   

Признаки фразеологизмов

Как самостоятельная лексическая единица языка, фразеологизмы имеют свои отличительные черты:

1. В их составе насчитываются два и более слов, например:

  • играть на нервах — намеренно раздражать, нервировать кого-либо;
  • шито белыми нитками — видна поддельность, искусственность чего-либо;
  • хвататься за соломинку — использовать любое, чаще  сомнительное средство для выхода из трудной ситуации;
  • семь пятниц на неделе — о том, кто часто меняет свои планы;
  • биться как рыба об лёд — бороться с нуждой, бедствовать;

2. Фразеологизмы имеют устойчивый состав.Это значит, что словосочетание нельзя искажать, вставлять в него новое слово или заменять одни слова другими, так как фразеологизмы возникли в результате длительного народного творчества и за много веков их использования, как ограненные отшлифованные кристаллы, приобрели свой четко обозначенный состав.

Например, в устойчивом словосочетании «висеть в воздухе», что значит «оказаться в неясном, неопределенном положении», поменяем слова:

  • распространяться в воздухе (звуковая волна);
  • висеть на веревке.

В результате нашего языкового эксперимента фразеологизм рассыпался, как домик из кубиков, если вытащить один из них из этой детской постройки. Глагол "висеть", употребленный во вновь образованном словосочетании, потерял своё переносное значение, и фразеологизма больше не существует.

3. Воспроизводимость

Пожалуй, этот признак является одним из главных. Фразеологизмы не создаются каждый раз заново по воле говорящего, а употребляются в речевой ситуации как готовые «кирпичики» для построения образной и выразительной речи.


4. Фразеологизмы имеют переносное значение, которое сложилось исторически.

Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения.

Например:

устойчивое словосочетание «на козе не подъедешь» трудно понять многим, особенно иностранцам, изучающим русский язык. Что за коза и почему на ней нужно (не нужно) ездить?

Это устойчивое выражение связывают с речью шутов и скоморохов, которые, веселя народ на ярмарках и праздниках, рядились в козу, медведя, чёрта и пр. В их репертуаре была езда на козе или свинье. Но на особо важных и угрюмых людей даже эта уловка не действовала: они даже не улыбались, глядя на такую народную забаву. С тех пор и говорят «на козе не подъедешь» о людях неприступных, гордых, важных или крутого нрава.

   2. Тренировночное упражнение 279.

3. Творческое письменное задание

         Представьте, что вам нужно охарактеризовать своего одноклассника, отметить его умение всё делать. Какое устойчивое выражение вы выберите из данного ряда фразеологизмов-синонимов, если будете говорить об этом: 1) серьёзно; 2) в шутливой форме. 

Составьте небольшое высказывание и запишите его.

Золотые руки; мастер на все руки; от скуки на все руки; и швец, и жнец, и в дуду игрец.     

                           Одиннадцатое января   
Слушем: определяем отношение автора к предмету речи, находим слова и выражения , в которых переданы авторские чувства

Говорим: обсуждаем прочитанное

Пишем: выражаем свое отношение к прочитанному

1. Упражнение 268  ( Если нет возможности, чтобы текст прочитал для вас кто-то, читаем сами)

2. Ответьте на вопрос, как автор относится с осени в тексте? Какие основания были у вас , сделать такой вывод? Докажите , приведя примеры фраз и предложений из текста. (Устно)

В тексте (упр. 268) есть слова и выражения, которые прямо

говорят об отношении автора к описываемому времени года.

Но есть в тексте и такие слова и выражения, которые косвен-

но указывают на чувства автора (выраженные в подтексте).

Определите, к какой из этих групп относятся данные

ниже слова и выражения из текста: тревожный, напомина-

ющий войну дым; стала желтеть листва, словно заклиная

солнце вернуться; берёзу, еле различимую во мраке осени;

листва улеглась золотым кольцом.

Найдите в тексте и другие примеры явно и неявно выра-

женного отношения автора к осени. (Устно)

3. Письменное задание 

Напишите 3—4 предложения о том, каким было сегод-

няшнее утро. Постарайтесь выразить своё отношение к описывае-

мому — прямым текстом и в подтексте.

4. Упражнение 272 

5. Упражнение 275

Немає коментарів:

Дописати коментар